Особенности ремонта дизельной топливной аппаратуры
Топливная система дизеля, кроме прочего, должна очищать топливо до должного уровня.
Пожалуй, самыми важными узлами топливной системы являются насос высокого давления и форсунка. Требования к этим деталям особенно высоки.
Чаще всего топливный насос приходится ремонтировать приходится по следующим причинам: износ и повреждение деталей плунжера, рабочих поверхностей клапанов и седел, кулачков и опорных шеек кулачкового вала, снижение упругости пружин, повреждения сальников, а также различные трещины.
Ремонт топливных насосов высокого давления
Снятый с дизеля насос высокого давления следует промыть в ванне с керосином, очистить волосяной щеткой, протереть, обдуть сжатым воздухом и разобрать. Последнее удобнее всего проводить на поворотном устройстве, позволяющем поворачивать и наклонять насос.
Отдельные узлы насоса следует разбирать только после дефектовки, определив необходимость ремонта конкретного узла или сборочной единицы. При дефектовке узлов и сборочных единиц сначала следует выявить неисправности и дефекты непрецезионных деталей: кулачковый вал, корпус и т.д. Неполадки прецизионных деталей – нагнетательные клапаны, плунжерные пары и т.п., нужно выявлять на стендах и специальных приспособлениях.
Считается, что проводить ремонт непрецизионной детали стоит только при небольших повреждениях, которые можно устранить без особых усилий. Так, например, поврежденная резьба для штуцера или износ отверстий для седла нагнетательного клапана либо для гильзы плунжера является поводом для отбраковки детали. Непрецизионные детали ремонтируются обычными методами.
Если требуется ремонт нагнетательной части ТНВД, она разбирается после снятия нагнетательного клапана. Плунжерную пару перед проверкой состояния требуется промыть в дизельном топливе.
Трещины в корпусе насоса заделываются эпоксидными пастами из эпоксидной смолы и металлического порошка. Заделывать трещины сваркой не рекомендуется – нагрев может деформировать детали и нарушить их соосность.
Ремонт форсунок
Форсунки снимаются, очищаются, промываются в керосине и только потом их можно разобрать для проведения дефектовки и ремонта. Разбирать форсунку можно как на специальном приспособлении, так и в обычных слесарных тисках.
Внутренняя полость распылителя, содержащая в себе иглу, очищается при помощи мягкого латунного стержня, обернутого папиросной бумагой. Топливоподводящий канал и сопла прочищаются медной проволокой. После прочистки сопловые отверстия проверяются специальным калибром. Если он свободно проходит даже в одно отверстие, распылитель бракуется. Также выбраковываются распылители с оплавленным носиком и заметными отклонениями формы сопел от круглой.
После мытья и прочистки распылитель продувается сжатым воздухом и осматривается под лупой. Особое внимание нужно обратить на цилиндрическую направляющую иглы, конусную фаску и торцовую поверхность. Кроме того, следует проверить состояние цилиндрической части иглы и конуса: они должны быть блестящими и гладкими. Если на торце распылителя присутствуют вмятины, риски или следы коррозии, их следует удалить при помощи специальной пасты на притирочной плите. Риски и следы износа на конической поверхности иглы, на направляющей и отверстии корпуса удаляются притирами.
После проведения притирки детали снова следует промыть в дизельном топливе и проверить взаимное расположение в собранном состоянии.
После проверки и ремонта дизельной форсунки, можно начать проверку других деталей агрегата, также очистив их и промыв в дизельном топливе или керосине.